Как зарегистрировать кассовый аппарат для ип


Процедура регистрации кассового аппарата(ККМ) в налоговой для ИП

Многие предприниматели при осуществлении деятельности производят наличные расчеты с предприятиями и физлицами. Принятие наличной выручки означает использование кассового аппарата. Но всегда ли он нужен? И когда можно обойтись без ККМ?

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. * Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Применение кассовых аппаратов при наличных расчетах регламентируется Федеральным законом №54 от 22.05.03. В нем говорится, что при расчетах наличными средствами или с помощью банковских карт продавцы обязаны применять контрольно-кассовую технику.Однако есть законодательно оговоренные условия, при которых кассовый аппарат можно не применять.1. При предоставлении предпринимателем услуг населению вместо кассовых чеков допускается использовать бланки строгой отчетности. Но если услуга предоставляется юрлицу, без кассового аппарата обойтись не получится.2. Если ИП применяет систему в виде ЕНВД, то он может осуществлять наличные расчеты без использования кассового аппарата. Но взамен кассового чека покупатели должны получать документ, содержащий следующую информацию:
  1. наименование бланка;
  2. номер и дата операции;
  3. ФИО предпринимателя и его ИНН;
  4. название товаров, услуг, единица измерения и количество;
  5. ФИО продавца и его личная подпись.
3. Предприниматель может работать без ККМ при осуществлении такой деятельности, как продажа, газет, журналов, лотерейных билетов, реализация ценных бумаг, продажа билетов на общественный транспорт, организация питания в школах, торговля на ярмарках, прием стеклотары, продажа товаров религиозной направленности. Полный перечень видов деятельности указан в Законе «О применении ККТ» (статья 2 пункт 3)4. Если предприниматель осуществляет деятельность в отдаленных районах, он вправе осуществлять наличные расчеты без применения кассового аппарата. Перечень таких районов определен законодательно. Выбирая модель ККМ, необходимо руководствоваться сведениями из госреестра ККТ. Если выбранная модель в Реестре не значится, то ее использование запрещено. Ознакомиться с Реестром можно с помощью справочно-информационных систем или на официальных сайтах «Консультант Плюс» и «Гарант». Также на корпусе аппарата должна присутствовать голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, серийный номер и название модели. Если этой информации на корпусе нет, то такой аппарат использовать запрещено.Определившись с моделью кассы, следует заключить со специализированной компанией договор на техническую поддержку аппарата. Без заключенного договора зарегистрировать аппарат в налоговой инспекции не получится, а работа с кассовым аппаратом без регистрации приравнивается к неприменению ККТ. После подписания договора на обслуживание кассы необходимо записаться на прием в налоговую инспекцию к регистратору ККМ. Если предприниматель использует незарегистрированный кассовый аппарат, то ему грозят налоговые санкции в размере от 1500 до 2000 рублей. Регистрировать кассу следует в той инспекции, где ИП стоит на учете. Документы для регистрации аппарата можно отправить ценным письмом с описью вложения, представить лично или через доверенное лицо. Для регистрации кассы необходимо представить следующий комплект документов:
  • заявление о регистрации кассового аппарата. Форма заявления утверждена Приказом Минфина от 08.04.08 №ММ3-2/152. [attachment=7:Скачать бланк заявления];
  • технический паспорт ККТ;
  • технический паспорт устройства фискальной памяти;
  • договор на техобслуживание кассы со специализированной компанией;
  • ИНН и ОГРН предпринимателя;
  • доверенность, если документы подаются через представителя;
  • удостоверяющий личность документ;
  • журнал кассира-операциониста. Журнал должен быть прошнурован и пронумерован. Он приобретается в обслуживающей организации при заключении договора.

Налоговый инспектор проводит визуальный осмотр устройства, затем фиксирует блок памяти и оформляет карточку регистрации ККТ.

Сохранность регистрационной карточки ККТ на протяжении всего времени использования аппарата возложена на предпринимателя. Налоговые органы могут отказаться регистрировать кассовый аппарат, если будут замечены такие нарушения:
  1. подача неполного комплекта документов для регистрации или документы оформлены неверно;
  2. модель кассы не значится в Реестре ККТ;
  3. модель кассы исключена и Реестра, и срок нормативной амортизации закончился;
  4. технические неисправности, отсутствие пломбы, идентификационного знака и голографических наклеек «Госреестр» и «Сервисное обслуживание»;
  5. отсутствует договор на техническое сопровождение со специализированной организацией;
  6. заявитель представляет чеки контрольных и фискальных отчетов, которые отпечатаны без фискального режима.
Если в процессе эксплуатации изменились данные, которые были представлены при регистрации аппарата, например, ФИО предпринимателя, адрес фактического нахождения кассы или заключен договор с другой сервисной компанией, то требуется пройти перерегистрацию. Также эту процедуру нужно пройти, если требуется заменить блок фискальной памяти.При перерегистрации предприниматель представляет в инспекцию такие документы:
  • заявление о перерегистрации кассы;
  • регистрационную карточку ККМ;
  • документы, на основании которых производятся изменения в регистрационные данные.
Также требуется предоставить инспектору сам кассовый аппарат для фиксации показаний памяти. Документы для перерегистрации можно представить лично или через доверенного представителя. После перерегистрации налоговая инспекция выдает обновленную карточку ККМ. Если предприниматель завершает свою деятельность, или дальнейшее использование кассы невозможно, то необходимо снять аппарат с учета. Для этого в налоговую инспекцию представляются следующие документы:
  • заявление о снятии с учета;
  • карточка регистрации ККМ.
Также нужно принести сам кассовый аппарат, чтобы инспектор снял показания фискальной памяти.Таким образом, принимая от покупателей наличные деньги, предприниматель должен использовать кассовый аппарат. Законодательство допускает работу с наличными деньгами без ККМ при определенных условиях.

Перед эксплуатацией аппарата необходимо заключить договор с сервисной фирмой и поставить кассу на учет в налоговой инспекции. При изменении регистрационных данных требуется перерегистрировать кассу. Если деятельность прекращена или кассу использовать невозможно, ее необходимо снять с учета.

  • Автор: Сергей
  • Распечатать

sb-advice.com

Кассовый аппарат для ИП и ООО в 2017 году

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

1. Плательщики ЕНВД (ИП и организации), а также ИП, применяющие ПСН имеют право не использовать кассовый аппарат. Однако, по требованию покупателя или клиента, они обязаны выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств (товарный чек, квитанция и т.д.).

Данный документ должен предоставляться в момент оплаты и содержать следующие сведения:

  • Наименование документа.
  • Порядковый номер документа и дату его выдачи.
  • Наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя.
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
  • Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
  • Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях.
  • Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, его личную подпись.

2. Организации и ИП, оказывающие услуги населению, независимо от выбранной системы налогообложения, имеют право не использовать кассовый аппарат, при условии выдачи покупателю (клиенту) бланка строгой отчетности (БСО).

К примерам бланков строгой отчетности можно отнести транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, абонементы, талоны, туристические и экскурсионные путевки и так далее.

Порядок оформления и выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

Обратите внимание, с 1 июля 2018 года ООО и ИП придется перейти к использованию БСО в новом, электронном формате. Для этого потребуется приобрести специальное автоматизированное оборудование, а именно ККТ, предназначенную для формирования бланков БСО и печати их на бумажных носителях. Новые БСО в электронном виде будут передаваться в налоговую и направляться на электронную почту покупателю (либо в виде смс).

3. ИП и организации на любой системе налогообложения, могут не использовать кассовый аппарат при осуществлении некоторых видов деятельности.

  • Продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом местной власти. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.
  • Продажа ценных бумаг и лотерейных билетов.
  • Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
  • Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (детские сады, школы).
  • Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, и других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
  • Разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
  • Продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  • Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.
  • Торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.
  • Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа, религиозной литературы и оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
  • Продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) которые указаны в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таблица 1. Обязанность применения кассового аппарата в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Налоговый режим ОСНО УСН ЕСХН ЕНВД ПСН
Кассовый аппарат Обязателен, но при оказании услуг населению можно выдавать БСО Не обязателен, но по требованию клиенту нужно выписывать товарный чек или квитанцию. При оказании услуг населению необходимо выдавать БСО

Требования к кассовому аппарату

Для постановки на учет в ИФНС и дальнейшего использования в предпринимательской деятельности можно применять только те модели контрольно-кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре.

Определить, включена модель в список или нет, можно либо просмотрев сам реестр, либо, проверив во время покупки наличие на корпусе ККМ голографической наклейки «Государственный реестр» текущего года.

Чтобы конкретную модель ККТ включили в государственный реестр, она должна соответствовать определенным требованиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 ККТ должна:

  • Иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков.
  • Обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации.
  • Обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Эксплуатироваться в фискальном режиме.
  • Регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • Быть исправной.
  • Обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания.
  • Соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр.
  • Иметь паспорт установленного образца.
  • Иметь идентификационный знак установленного образца.
  • Иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию.
  • Иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

В государственном реестре помимо перечня разрешенных моделей, также содержится информация по тем реквизитам, которые печатает конкретный кассовый аппарат в кассовом чеке.

Набор этих реквизитов отличается по видам деятельности, поэтому при выборе кассового аппарата советуем обращать внимание, для какой сферы деятельности он предназначен (торговля, оказание услуг, продажа билетов и т.д.).

Обратите внимание, что ещё существуют такие устройства, как чекопечатающие машинки (ЧПМ). В их составе отсутствует блок памяти ЭКЛЗ, поэтому они не признаются контрольно-кассовой техникой и не могут быть поставлены на учет в ИФНС.

ЧПМ, как правило, используют плательщики ЕНВД и ПСН для выдачи покупателям (клиентам) документов подтверждающих оплату. При чем этот чек должен содержать все необходимые реквизиты (см. выше).

Где купить кассовый аппарат

Кассовый аппарат нельзя купить в обычном магазине компьютерной техники. Его продажей, ремонтом, и дальнейшим техническим обслуживанием занимаются специализированные компании, утвержденные Государственной экспертной комиссией по ККМ.

Эти компании, как правило, имеют свою розничную сеть продавцов и центров техобслуживания (ЦТО), через которые они реализуют кассовые аппарат и проводят их сервисное обслуживание. Стоимость ККТ в таких магазинах составляет от 8 000 до 25 000 рублей.

После покупки ККМ необходимо заключить договор с ЦТО на дальнейшее техническое обслуживание. ЦТО наклеит на кассовый аппарат объемную голограмму «Сервисное обслуживание» и выдаст второй экземпляр договора, без которых постановка ККМ на учет в ИФНС невозможна.

Стоимость техобслуживания в ЦТО начинается от 300 рублей в месяц. Кроме этого, ежегодно необходимо менять блок памяти ЭКЛЗ. Фискальная память также меняется в случае переполнения. Стоимость замены ЭКЛЗ – от 6 000 рублей (в зависимости от конкретной модели ККМ).

Если вы хотите сэкономить, то можно купить кассовый аппарат бывший в использовании (такие ККМ также продаются в ЦТО). Кассовый аппарат Б/У обязательно должен быть снят с учета в ИФНС и иметь новый блок фискальной памяти ЭКЛЗ. Также, обратите внимание на срок его предыдущей эксплуатации, так как общий срок работы ККМ не должен превышать 7 лет.

Регистрация кассового аппарата в налоговой инспекции

После приобретения ККМ и заключения договора с ЦТО кассовый аппарат необходимо поставить на учет в ИФНС:

  • ИП – по месту своего жительства.
  • ООО – по месту своего нахождения (юридическому адресу главного офиса).

Примечание: если кассовый аппарат планируется использовать не по юридическому адресу организации, то необходимо будет создать обособленное подразделение и уже по его месту нахождения поставить ККМ на учет в ИФНС.

В тех случаях, когда организация имеет несколько обособленных подразделений, подведомственных разным налоговым органам, но находящихся в одном муниципальном образовании, то все ККМ разрешается регистрировать в одной ИФНС, по вашему выбору.

Для регистрации кассового аппарата в ИФНС необходимо представить следующие документы:

  • Заявление о регистрации.
  • Паспорт контрольно-кассовой техники (идет в комплекте с ККТ).
  • Договор с центром технического обслуживания (ЦТО).

Данный перечень является исчерпывающим, никаких иных документов для регистрации ККМ работники ИФНС требовать не вправе. Однако, в некоторых налоговых органах этим правилом пренебрегают и просят дополнительно предоставить:

  • Учредительные документы (свидетельства ОГРН и ИНН).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет использоваться кассовый аппарат.
  • Документы, подтверждающие покупку ККМ (квитанция, накладная, чек).
  • Прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть) журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4).
  • Прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть) журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8).
  • Копия отчетности (декларация, баланс) за последний отчетный период с отметкой налоговой инспекции.

Примечание: если документы для постановки на учет подает представитель, ему необходимо предоставить доверенность на осуществление регистрационных действий.

После подачи документов необходимо согласовать с работником ИФНС дату, место и время осмотра ККМ (обращаем ваше внимание, срок рассмотрения документов не должен превышать 5 рабочих дней). Если кассовый аппарат большой (платежный терминал, банкомат) то вполне возможен выезд работника ИФНС по месту нахождения ККМ.

Осмотр и проверка кассового аппарата производится работником ИФНС в присутствии заявителя (ИП, руководитель организации или доверенное лицо) и специалиста ЦТО. В процессе осмотра проверяется целостность корпуса ККМ и наличие на нем знака «Сервисное обслуживание».

После осмотра на кассовый аппарат устанавливается пломба (работником ЦТО) и производится его фискализация, в ходе которой налоговый инспектор вводит специальный пароль доступа, защищающий фискальную память от взлома.

По завершении фискализации для проверки исправности ККМ работник ИФНС отпечатывает кассовый чек на произвольную сумму и проверяет в нем наличие всех необходимых реквизитов (ФИО ИП, наименование организации, ИНН, заводской номер аппарата и т.д.). Если с кассовым аппаратом все в порядке инспектор регистрирует его в своей книге учета.

Далее он делает отметки в паспорте ККТ и учетном талоне, заверяет журнал кассира-операциониста (прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть печать) журнал необходимо принести с собой на осмотр), выдает карточку регистрации ККТ и возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению на регистрацию.

После этого кассовый аппарат считается зарегистрированным и его можно использовать в деятельности.

Перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется в случаях:

  • Замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти (ЭКЛЗ).
  • Смены адреса места установки контрольно-кассовой техники.
  • Изменения ФИО индивидуального предпринимателя или наименования организации.
  • Смены центра технического обслуживания (ЦТО).

Для перерегистрации кассового аппарата необходимо обратиться в налоговую службу по месту учета и предоставить:

Во время перерегистрации требуется присутствие заявителя и специалиста ЦТО. Процесс осмотра и проверки исправности кассового аппарата такой же, как и при его первичной постановке на учет. Отметки об успешной перерегистрации ККМ вносятся в паспорт и учетный талон.

Для снятия с учета необходимо обратиться в налоговую службу, в которой кассовый аппарат состоит на учете и предоставить:

Снятие с учета производится в течение 5 рабочих дней. Во время снятия специалист ЦТО составляет акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2.

В свою очередь, работник ИФНС делает отметки о снятии с учета ККТ в паспорте, учетном талоне, книге учета и карточке регистрации. После чего заверяет их печатью и выдает на руки заявителю (при этом карточка регистрации остается в ИФНС и хранится в течение 5 лет).

Передача данных кассового аппарата в ИФНС через интернет

Как было сказано выше, 15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ № 290 от 03.07.2016, согласно которому все бизнесмены должны будут до 1 июля 2017 года перейти на онлайн кассы (устройства с функцией передачи данных в налоговые органы через Интернет).

Основными целями данной инициативы чиновники называют снижение теневого оборота наличности и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Покупатели смогут получать электронные чеки, легальность и точность которых можно будет оперативно проверить с помощью мобильного приложения, а при возникновении претензий – пожаловаться в ИФНС.

По заявлениям властей благодаря этой реформе процесс использования ККТ и взаимодействия с ИФНС для предпринимателей должен существенно упроститься:

  • Регистрация ККТ будет происходить в электронном виде без посещения налоговой службы.
  • Ежегодная перерегистрация кассовых аппаратов будет отменена.
  • Сократится количество налоговых проверок (так как операции по кассе будут полностью прозрачными).
  • Будет отменено обязательное техническое обслуживание ККТ (в том числе замена ЭКЛЗ).

Кроме этого, должны сократиться расходы, связанные с приобретением новых кассовых аппаратов. Во-первых, при денежных расчетах с клиентами должны разрешить использовать свои личные электронные устройства (смартфоны, планшеты и т.д.), а во-вторых, представителям малого бизнеса обещают налоговый вычет в размере 18 000 рублей на каждую онлайн кассу.

Для того чтобы понять насколько новая реформа возможна к реализации в современных реалиях, был проведен специальный эксперимент (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 657).

Эксперимент проходил на территории г. Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан в период с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года.

В нем приняли участие все желающие компании и предприниматели (в основном это были представители крупных торговых сетей: «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри» и т.д.).

Всю информацию по данному эксперименту вы можете найти на его официальном сайте.

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание, что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

С 15 июля 2016 года изменились размеры штрафов, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.
  9. Акт о проверке наличных средств кассы (форма КМ-9) – оформляется в случае внезапной проверки со стороны контролирующей организации с целью проверки фактического нахождения наличных денежных средств в кассе.

Обратите внимание, что помимо отчетных документов по кассовому аппарату, всем ИП и организациям при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо соблюдать правила кассовой дисциплины.

Примечание: организациям и предпринимателям, которые перешли на онлайн-кассы, вышеперечисленные отчетные документы оформлять не нужно.

www.malyi-biznes.ru

Регистрация кассового аппарата предпринимателем

Если предприниматель при оказании услуг, выполнении работ, продаже товаров получает оплату наличными денежными средствами (а не на расчетный счет), то ему, как правило, нужен кассовый аппарат. Случаи, когда кассовый аппарат не обязателен, мы уже рассматривали ранее. Более того, по действующим правилам требуется регистрация кассового аппарата в налоговом органе. О том, что нужно сделать, чтобы регистрация кассового аппарата прошла успешно, и предприниматель не получил отказа в регистрации, речь пойдет в этой статье.

Место регистрации кассового аппарата.

Для того чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предприниматель должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

Для организации (далее также юридическое лицо или ЮЛ) таким налоговым органом будет инспекция по месту нахождения организации. Если же у ЮЛ есть обособленные подразделения, в которых также применяется ККМ, то регистрация ККМ является обязательной и в налоговых инспекциях по месту учета обособленных подразделений.

Например, если у ООО есть несколько магазинов в разных городах, то регистрировать ККМ нужно в налоговых инспекциях в каждом городе.

Для индивидуального предпринимателя постановка на учет осуществляется в налоговом органе по месту жительства. В этом же органе регистрируется и кассовый аппарат.

Что будет за использование кассового аппарата не по месту регистрации? ИП или ООО могут оштрафовать. Одно из последних решений по этому поводу принял Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.08.2015 № 302-АД15-3955).

Документы для регистрации кассового аппарата.

Чтобы зарегистрировать ККТ в налоговый орган нужно подать заявление по установленной форме, которая утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 года № ММ-3-2/[email protected]

К заявлению следует приложить:

  • паспорт кассового аппарата (который должен быть получен вами при приобретении ККМ),
  • договор о техническом обслуживании кассового аппарата.

Такой договор обязательно должен быть заключен либо непосредственно с поставщиком ККМ либо с центром технического обслуживания (далее - ЦТО), уполномоченным поставщиком этой техники. Обратите внимание! После перехода на онлайн-кассы представление договора с ЦТО не обязательно.

С 21.08.2017 действуют новые формы заявления на регистрацию ККТ и заявления о снятии с учета ККТ.

Указанные документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в оригинале. В случае их отсутствия в регистрации кассового аппарата налоговики откажут.

Кроме того, при регистрации ККМ налоговики попросят предъявить ИП документ, удостоверяющий личность ИП, а ЮЛ - документ, подтверждающий полномочия действовать от имени организации (например, протокол общего собрания ООО или решение о назначении единоличного исполнительного органа). Если документы подает представитель, то в подтверждение полномочий нужно представить доверенность.

Как неоднократно разъяснял Минфин России налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ документы, подтверждающие права на помещения, в которых будет использоваться кассовый аппарат (договоры аренды или свидетельства о праве собственности).

Вместе с тем на практике можно столкнуться с требованиями налоговиком дополнительно представить какие-либо документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет и т. д.). Чтобы не увязнуть в спорах с налоговиками и не затянуть процедуру регистрации ККТ, рекомендуется заранее выяснить в своем налоговом органе перечень необходимых для регистрации кассового аппарата документов.

Также часто возникает вопрос, можно ли использовать ККТ, которая исключена из реестра кассовых аппаратов. Ответ на этот вопрос в следующем письме.

Кассовый аппарат должны зарегистрировать в течении 5 рабочих дней со дня получения налоговым органов документов. О получении пакета документов налоговики должны уведомить заявителя. При этом если налоговый орган найдет недостатки в поданных на регистрацию документах (например, неполный комплект документов), то предприниматель может их исправить в течении 1 рабочего дня после получения уведомления. Если не успеет, в регистрации откажут.

Осмотр кассового аппарат.

Перед тем как регистрировать ККМ, налоговики должны осмотреть кассовый аппарат. Для проведения осмотра с заявителем согласовывается конкретное время. Если предприниматель на осмотр техники в согласованное время не придет, в регистрации откажут. Кроме того, осмотр ККМ проводится вместе со специалистом поставщика или ЦТО.

Регистрация ККТ.

Если в ходе осмотра замечаний к кассовому аппарату и к представленному пакету документов у налоговиков не будет, то кассовый аппарат регистрируется путем внесения сведений в книгу учета ККТ, которую ведет налоговый орган.

В представленном предпринимателем паспорте кассового аппарата налоговики сделают отметку о регистрации. После чего предпринимателю выдается карточка регистрации кассового аппарата, учетный талон и возвращаются документы, поданные на регистрацию. Кроме того, налоговики заверяют представленный предпринимателем журнал кассира-операциониста.

Плата за регистрацию ККТ на сегодняшний день не взимается.

Отказ в регистрации ККМ.

Мы уже упомянули в этой статье о некоторых основаниях отказа в регистрации (неполный пакет или недостатки документов, не устраненные во время; или неявка предпринимателя в согласованное время для осмотра ККТ). Помимо этого причиной отказа в регистрации могут стать:

  • обращение предпринимателя в ненадлежащий налоговый орган,
  • недостоверные сведения в заявлении на регистрацию,
  • нахождение регистрируемого ККМ в розыске,
  • неисправность ККМ или отсутствие обязательных знаков и пломбы,
  • не обеспечение специалисту налогового органа доступа к кассовому аппарату.

Кроме этого, особо хотелось обратить внимание на такие основания для отказа в регистрации как предъявление на регистрацию ККМ, не включенной в государственный реестр, и истечение срока амортизации ККМ, исключенной из государственного реестра.

Одним из требований к кассовым аппаратам, которые применяются в наличных расчетах, является включение их в государственный реестр ККМ. Исключением из этого правила являются случая, когда кассовый аппарат был исключен из этого реестра. Если такой аппарат был зарегистрирован предпринимателем, то его можно продолжать использовать до истечения срока амортизации (до 7 лет включительно). Однако если предприниматель купил такой ККМ у кого-либо, то зарегистрировать он его не сможет.

Вместе с тем, и бывшую в употреблении ККМ иногда можно зарегистрировать. По разъяснениям Минфина России это допускается при перерегистрации кассового аппарата в связи с:

  • изменением наименования организации или Ф.И.О. ИП,
  • изменением места нахождения ЮЛ или места жительства ИП,
  • реорганизацией ЮЛ,
  • возобновлением ИП предпринимательской деятельности (когда ИП регистрируется вновь),
  • внесением ККТ в уставный капитал ЮЛ,
  • регистрацией ЮЛ учредителем ИП, на которого зарегистрирован кассовый аппарат.

В заключение несколько слов об ответственности за использование кассового аппарата с нарушением установленного порядка регистрации. ИП или ЮЛ могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф на ИП от 3000 до 4000 рублей, а на ЮЛ от 30 000 до 40 000 рублей.

Рекомендую посмотреть видеоинструкцию, в которой просто и доходчиво объясняется, как зарегистрировать ККТ.

Переход на онлайн-кассы с 2017 - 2018 годов

В 2017 году начат поэтапный переход на онлайн-кассы. Большинство предпринимателей и компаний должны будут перейти на эту новую технику. Это коснется, в том числе предпринимателей на ЕНВД или патентной системе. Для них переход на онлайн-кассы предусмотрен на 2018 год. В связи с этим предпринимателям и компаниям нужно предпринять ряд действий, в том числе по регистрации ККМ, отвечающих новым требованиям. Подробнее об этом читайте в специальных материалах сайта.

russia-in-law.ru

Как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП?

Для того чтобы начать работу в качестве ИП. необходимо приобрести кассовый аппарат.

Это устройство следует зарегистрировать в Налоговой инспекции, чтобы оно было законным, и по отношению к предпринимателю не были применены штрафные санкции.

В некоторых случаях использование ККМ может быть необязательным.

Все эти и многие другие моменты, связанные с кассами, точно определены в российском законодательстве.

Требуется ли ККМ индивидуальному предпринимателю?

В настоящее время законодательно закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, принимающие оплату наличными или с помощью платежных карт, должны иметь кассовые аппараты.

Но в случае с ИП есть свои исключения:

  1. В настоящее время они могут не иметь данного оборудования, в случае если выбрали систему налогообложения ЕНВД или ПСН. По просьбе покупателей они могут выдать им документ, который подтверждает оплату услуг. В этом качестве могут выступать товарные чеки и квитанции.
  2. Второй причиной не иметь кассового аппарата является выдача бланков строгой отчетности, которыми пользуется индивидуальный предприниматель. К ним относятся разнообразные билеты (в кино, на транспорт), туристические путевки, талоны, абонементы.
  3. Третий способ не устанавливать кассу на законных основаниях заключается в том, что ИП занимается определенным видом деятельности, который допускает отсутствие кассы.

К работам, не требующим наличия ККМ, относятся:

  • продажа в киосках газет (если сопутствующие товары разрешены местными властями и не превышают пятьдесят процентов всех продаж), мороженного и безалкогольных напитков, а также продажа напитков из цистерн;
  • осуществление деятельности ИП в труднодоступных местах, который входит в перечень, установленный субъектами РФ;
  • продажа фармацевтической продукции при амбулаториях, находящихся в сельской местности, если в этом населенном пункте нет аптек;
  • торговля лотерейными билетами и ценными бумагами;
  • организация питания в общеобразовательных учреждениях;
  • торговля на ярмарках;
  • продажа непродовольственных и продовольственных товаров с лотков и тележек;
  • прием утильсырья (исключение – металлолом);
  • торговля чайной продукцией в вагонах;
  • продажа предметов, относящихся к религиозному культу.

Что говорит закон?

Для того чтобы узнать, как регистрировать кассовый аппарат и другие моменты, касающиеся этого устройства, индивидуальные предприниматели должны обратиться к Федеральному закону № 54 «О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использование платежных карт».

В этом нормативно-правовом акте содержится информация

Требования к устройству

При выборе модели кассового оборудования необходимо сначала ознакомиться с государственным реестром ККМ.

Приобретать следует только те модели, которые включены в этот список, так как они полностью соответствуют существующим требованиям к этим устройствам.

Перечень требований в настоящее время достаточно большой, например, к ним относится:

  • наличие фискальной памяти;
  • возможность установки точного времени;
  • наличие пломб определенного образца и прочее.

Чтобы ИП самому не изучать этот список и не ориентироваться на него в процессе выбора, оценивая каждый аппарат, был создан государственный реестр, в который вошли только те модели кассовой техники, которые соответствуют всем критериям.

Кроме этого, в реестре есть информация о том, какие реквизиты сообщает определенная кассовая машина, следовательно, для какого вида деятельности она подходит.

Регистрация кассового аппарата в Налоговой для ИП

Регистрация кассовой техники в настоящее время может осуществляться в отделениях ФНС, к которым относится адрес регистрации предпринимателя или место осуществления работ.

По месту осуществления деятельности

Регистрация кассового аппарата в Налоговой инспекции может осуществляться по месту оказания услуг и осуществления основной деятельности в том случае, если заявление подают организации (юрлица), у которых есть отделения, местонахождение которых не совпадает с указанным в документах юридическим адресом.

Для ИП этот вариант не используется.

На УСН

Регистрация кассового аппарат для ИП, работающего на системе упрощенного налогообложения, происходит на общих основаниях.

Предприниматель может не применять ККМ только в том случае, если занимается определенными видами деятельности, которые разрешают работать без данной техники (статья 2 пункт 3 ФЗ № 54 от 2003 года).

Образец заявления о переходе ИП на УСН здесь.

На ЕНВД

При использовании системы налогообложения на вмененный налог предпринимателям разрешают не использовать кассу, но в этом случае они должны выдавать своим клиентам квитанции, подтверждающие факт совершения покупки.

Законом не запрещено использование кассовой техники при ЕНВД по собственному желанию предпринимателя.

Образец заявления о переходе ИП на ЕНВД здесь.

В этом случае ее не нужно ставить на учет в налоговую инспекцию, сдавать отчетность и использовать блок фискальной памяти.

Чаще всего она применяется ИП для ведения внутренней отчетности.

Порядок действий

Для того чтобы начать работать и получать оплату наличными, предпринимателю необходимо:

  1. Приобрести кассовый аппарат, который соответствует установленным государством критериям и входит в государственный реестр ККМ.
  2. Заключить договор с центром технического обслуживания, и вместе с этим документом обратиться в Налоговую инспекцию по месту регистрации ИП или по месту осуществления предпринимательской деятельности.
  3. После рассмотрения документов Налоговая инспекция зарегистрирует кассовую технику и выдаст ИП подтверждающие это документы.

Пакет документов

Регистрация кассового аппарата в налоговой для ИП осуществляется после предоставления следующих документов:

  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации;
  • договор с центром технического обслуживания и голограммы, выданные им;
  • паспорт ККМ;
  • журнал кассира, который должен быть оформлен в соответствии с существующими правилами;
  • заявление по форме 1110021.

Бланк заявления на регистрацию ККМ для ИП по форме 1110021 здесь,

образец заполнения заявления на регистрацию ККМ для ИП здесь.

Сколько стоит оформление?

Оформить регистрацию кассового оборудования предприниматели могут абсолютно бесплатно, так как в настоящее время не существует никаких пошлин и других платежей, связанных с этой процедурой.

Стоимость аппарата

Кассовая техника продается в специализированных магазинах, которые получили допуск к этой деятельности от государства.

Цена ККМ в них варьируется от восьми до двадцати пяти тысяч рублей.

Кроме этого, после покупки ИП должны заключить договор сервисного обслуживания кассовой техники, без которого нельзя зарегистрировать аппарат в налоговой инспекции.

В среднем эта услуга будет стоить предпринимателю около трехсот рублей в месяц и не менее шести тысяч в год дополнительно на замену блока ЭКЛЗ.

Сроки

Рассмотрение предоставленных в налоговую инспекцию документов происходит в течение пяти дней, после чего кассовая техника будет зарегистрирована либо предприниматель получит отказ от ФНС.

Причины отказа

Сотрудники Налоговой службы имеют право отказать индивидуального предпринимателю в регистрации его ККМ.

Эта ситуация может быть в следующих случаях:

  • модель не входит в реестр и не соответствует требованиям;
  • оборудование имеет неисправности, у него отсутствуют пломбы или голограммы о сервисном обслуживании и включении в государственный реестр;
  • предприниматель подал не все документы или неправильно оформил заявление;
  • предоставленные чеки отчетов были напечатаны без включения фискального режима.

Перерегистрация и снятие с учета

Законом предусмотрена процедура перерегистрации кассовой техники.

Она применяется в том случае, если:

  • у ИП изменились ФИО, адрес установки ККМ;
  • была осуществлена замена блока фискальной памяти;
  • изменился центр технического обслуживания(ЦТО).

В этом случае предприниматель обращается в Налоговую инспекцию с заявлением и на аппарат получают новые документы после его осмотра в присутствии заявителя и представителя ЦТО.

В случае прекращения деятельности ИП или при переходе на другую систему налогообложения, которая не требует наличия кассовой техники, предприниматель может обратиться в отделение ФНС с заявлением о снятии ККМ с учета.

В этом случае сотрудник центра технического обслуживания снимает показания денежных счетчиков, а работник Налоговой инспекции вносит в документы сведения о снятии кассовой техники с учета.

Все документы, кроме карточки регистрации, выдаются на руки заявителю. Последняя хранится в отделении ФНС в течение пяти лет.

Штрафы за отсутствие

Сотрудники налоговой службы имеют право осуществлять контроль деятельности ИП и соблюдением правил применения кассового аппарата.

При обнаружении нарушений они могут выписывать штрафы.

По отношению к индивидуальным предпринимателям размер взыскания колеблется в пределах трех – четырех тысяч, тогда как сумма наказания юр. лица в десять раз больше.

В некоторых случаях оштрафовать могут и сотрудника ИП. В этом случае размер выплаты будет составлять полторы – две тысячи.

На видео о необходимости приобретения устройства

nam-pokursu.ru


Смотрите также